Ранее я уже писала, что оба моих ребёнка в возрасте 1,5 года знали все буквы алфавита. Причём я абсолютно не утруждала себя занятиями с ними. Как же мои дети умудрились в таком раннем возрасте выучить буквы?
Всё довольно просто.
Примерно в возрасте 1,5 — 2 года у ребёнка проявляется естественный интерес к буквам. Конечно он проявляется при условии, что ребёнок знаком с книжками и Вы регулярно с ним их читали.
Можно немного простимулировать интерес малыша и ненавязчиво обратить его внимание, что в книжке есть не только картинки, а ещё и слова. И вот эти маленькие «букашки » — буквы, которые Вы ему читаете.
Если Вы заметили у своего малыша стойкий интерес к буквам, то советую срочно бежать в магазин и купить детскую азбуку в картинках. Главное не откладывать это дело в долгий ящик — иначе интерес угаснет.
На что обращать внимание при выборе Азбуки:
- Каждая буква алфавита должна быть написана крупно и ярко.
- Каждую букву должна сопровождать картинка и небольшой стишок, заголовок которой начинается на данную букву.
Дальше делаем следующее. Читаем азбуку как обычную книжку (не надо устраивать обучающих занятий ). Каждый раз акцентируем внимание ребёнка на каждой букве чётко называя её и одновременно показывая на эту букву в книжке своим пальцем.
Важно! Ребёнок должен увидеть и услышать букву.
Дальше читаем название стишка, слегка выделяя первую букву, и сам стишок. Проделываем все эти действия с каждой буквой.
Если Вы будете таким образом регулярно читать с ребёнком азбуку, то через какое-то время малыш сам начнёт называть с Вами буквы и узнавать их в окружающем пространстве (например на кубиках или в названиях других книжек). Именно таким способом мои дети выучили все буквы.
Главное после этого не забрасывать азбуку, а продолжать её хоть иногда читать.
Также советую использовать другие игровые способы «повторения» букв (например находить нужную букву на кубиках или писать буквы на магнитной доске — ребёнок называет букву, а Вы пишете), иначе малыш может просто всё забыть.
Что ещё можно добавить к сказанному:
- Вначале ребёнок может терять интерес к азбуке после прочтения нескольких букв — ничего страшного. Спокойно закрывайте азбуку и занимайтесь другими делами. Постепенно интерес появится.
- То же самое могу сказать и про акцентировании внимания на букве. Дети не сразу начинают смотреть на буквы, которые Вы им показываете, ведь ребёнок до этого (когда ему читали книжки) просто слушал и произвольно рассматривал картинки. Если видите, что малыш не смотрит на букву сфокусируйте его внимание, скажите например «Сашенька, посмотри сюда», а затем показывайте букву и называйте её.
- Не заставляйте ребёнка читать азбуку, всё должно быть по желанию.
- Первое время старайтесь читать азбуку регулярно, в идеале — каждый день.
- Как бы Вам ни хотелось, не проверяйте знания ребёнка и не спрашивайте его «А это какая буква?». Он сам начнёт Вам «выдавать» эти знания. Если Вы начнёте спрашивать, а ребёнок ещё не запомнил буквы, этим Вы его только запутаете.
Если есть вопросы — пишите их в комментариях ниже. Также буду рада Вашим отзывам по использованию моего метода.
А мы учили азбуку через творчество. Каждую букву я сыну рисовала, а он ее украшал либо пластилином, либо наклейками, либо блестками. А потом эти же буквы мы повторяли изо дня в день. Новую добавляли только когда предыдущая прочно оседала. И играли с этими карточками каждый день. Все про все брало пол часа перед сном каждый день.
Наташа, спасибо, что поделились. Ваш способ тоже очень интересный.
А какой возраст был у Вашего сына?
Нам 1 г. 9 м. и мы ещё не начинаем учить буквы. Но книжки читать нам очень нравится!
Успеете ещё буквы выучить
Обнаружила, что мой сын знает алфавит. Сыну 1,10. Мы давно буквы в букваре смотрим, так сказать изучаем, рисовали их. Повесила на холодильник плакат – говорящая азбука. То что сын знает А, О, У, И, М я знала, но как-то я мыла посуду, а сын стоял у плаката, я ему говорю: «Покажи мне букву Х». Сын посмотрел внимательно и показал, я чуть не упала, потом «Ч» тоже показал, потом начал баловаться… Затем в разное время я начала просить показывать по одной букве и что вы думаете – проверила весь алфавит – таки знает.
Я и сама не заметила как сын выучил алфавит, а вот говорить мы пока еще не умеем, только начинает повторять все слова.
Просто изначально не нужно отбрасывать букварь, только потому, что рано. Но и настаивать не нужно. Если правильно подойти к вопросу, как вы написали, то можно легко выучить не только буквы.
Ирина, большое спасибо за замечательный комментарий! Ваша история – просто потрясающий пример возможностей ребёнка.
Очень надеюсь, что такие истории помогут молодым родителям принять правильное решение и не отказываться от раннего развития. Действительно, если подойти к вопросу с правильной стороны, то выучить можно многое и при этом очень легко.
Я несколько скептично отношусь к тому, чтобы буквы ребенок учил раньше, чем начал говорить. Мне кажется, могут быть определенные логопедические проблемы – об этом, кстати, часто говорят мамы, обучавшие своих детей кубиками Зайцева (вот уж действительно ересь!)
Конечно, если все происходит естественно и непринужденно – то тут, как говорится, в добрый путь. Книги у нас в почете с полугода, азбука в картинках – первая книга. Но я ни в коем случае не преследую цели обучить ребенка буквам поскорей. Пока интереса к буквам не наблюдаю, но мы еще малы для этого.
Вика, знать буквы и говорить буквы – это две разные вещи. Конечно в таком раннем возрасте, когда ребёнок может ещё вообще не разговаривать ни в коем случае не нужно заставлять его произносить буквы вместе с Вами. Но, если малышу всё же очень хочется это делать, пусть говорит как может – ничего страшного в этом нет.
И Данил и Лиза называли буквы если им этого хотелось так как получалось. Я ни исправляла, ни заставляла, но и не запрещала им это делать. Ни у того ни у другого нет проблем с произношением.
Логопедические проблемы возникают именно тогда, когда родители заставляют или начинают учить ребёнка произносить звуки раньше, чем он физически может это сделать.
И Вы всё правильно делаете, торопится не надо – всему своё время и у каждого ребёнка оно индивидуально.
Очень интересно! Я также с детства сыну книги читаю, занимаемся, алфавит висит на стене (да и опыт у меня есть по обучению чтению, правда, чужих деток). Буквы знает, но не все(ему 4.5 года), с 3 лет занимается только тогда, когда ему это нравится. Память у нас хорошая, стихи учит быстро. Но я не особо огорчаюсь – выучим!
Татьяна, Вы правильно заметили, что после 3 лет детки занимаются только тогда, когда им это нравится или есть желание. А бывает оно в этом возрасте далеко не всегда… Поэтому до 3-х лет выучить буквы, цифры, фигуры, цвета и т.д. гораздо проще, т.к. ребёнку интересно буквально всё – как говорится «схватывает на лету» и даже быстрей А буквы конечно выучите!
А моего сына (1год,7мес) буквы смешат. Пальцем показывает, я их называю, а он хохочет:)))
Татьяна, дак это ж здорово – ребёнку нравится процесс. У меня дочка тоже до сих пор от некоторых букв смеётся. Самая смешная для нас буква «щ»
А у нас детский комод с азбукой. Сейчас нам 1,4. Месяца 2 назад сынуля стал подходить к комоду и показывать на буквы, а когда я их называю, смеется. Сейчас совсем часто стал подходить к комоду. А еще мы каждую букву со знакомыми предметами или животными ассоциируем, например «д» – домик, «б» – белка и т.д. Сыну тоже очень нравится. Прочитав вашу статью, поняла – нужно идти за азбукой, а раньше думала, что еще рано и мы так просто играем. Спасибо, очень хороший блог, много интересного для себя нашла!
Алёна, такие вы молодцы с сынулей! Я рада, что мой опыт оказался для Вас полезным! Заглядывайте ко мне в гости, делитесь своими результатами, мне это очень интересно