1. Родители — вот кто является самыми лучшими учителями для своего малыша.
Всё дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами взрослого, который за ним ухаживает и находится с ним постоянно. Вспомните, как встречаясь в жизни с чем-то новым и незнакомым, Ваш малыш сначала смотрит на Вас и Вашу реакцию. Вы объясняете малышу, что происходит, и ребенок успокаивается.
Посторонний человек — приглашенный преподаватель или педагог в школе раннего развития — никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же эффективно принимать информацию.
Уровень доверия не тот — только Вам малыш доверяет на все 100%! А если учесть ещё всякие детские страхи и отвлекающие моменты (новый незнакомый человек, новая обстановка, много детей и т.д.), то говорить о полном и эффективном усвоении информации просто невозможно.
Не бойтесь того, что Вы не являетесь профессиональным педагогом — главное, что Вы хотите развивать своего ребёнка!
2. «Чувствуйте» своего ребёнка.
Сложный пункт, но попробую объяснить.
Чувствовать ребёнка — это быть «на одной волне» с ним, понимать его мысли, поступки и желания. Учитывайте, что малыш ещё не всегда может объяснить вам причину своего упрямства, плача и т.д. Понимайте его и его мотивы!
Помогайте избегать ошибок и корректно направляйте его разум и деятельность в правильное русло.
Уважайте своего ребёнка!
Не отрывайте ребёнка от его занятий или игр — дайте ему их закончить! Игра — очень важная часть развития.
Если Вам нужно куда-то идти с малышом — предупредите его заранее (некоторым детям необходимо сообщать о планах на завтра с вечера, чтобы они психологически могли подготовиться к мероприятиям, выбивающимся из их привычного распорядка).
Если ребёнку пора ложиться спать, просто скажите, чтобы ребёнок завершал свою игру, что у него есть на это немного времени.
Никогда не заставляйте ребёнка «заниматься». И вообще не употребляйте это слово хотя бы до 4-5 лет.
Обращайте внимание на то, чем Ваш ребёнок интересуется в данный момент. Проявляет стойкий интерес к буквам — купите азбуку, чувствуете, что малыш на самом минимальном уровне готов освоить раскраску — покупайте раскраску и карандаши — заодно и с цветами его познакомите.
Если ребёнок больше не хочет больше играть — согласитесь и займитесь чем-нибудь другим. Здесь нужно оговорить следующий момент: в любом занятии должны присутствовать завершающие действия, иначе ребёнок не научится доводить дело до конца.
Например, если Вы с ребёнком собираете пазлы, и осталась всего 1-2 фигуры скажите: «давай соберём до конца, ведь осталось совсем немного», помогите ему, если нужно. Если ребёнок выражает явный протест — не настаивайте. Просто в следующий раз опять попробуйте использовать завершающий момент.
Или, например, Вы раскрашивали картинку и раскрасили совсем немного, но малыш больше не хочет продолжать, скажите: «хорошо, остальное раскрасим в следующий раз». Соберите раскраску, карандаши и уберите их на место.
Если Вы хотите построить доверительные и близкие отношения со своим ребёнком, то очень важно следовать правилу «Чувствуй своего ребёнка» также и в воспитательном процессе.
Следующие 5 правил являются логическим продолжением вышеизложенного.
3. Если ребёнок болеет, неважно себя чувствует, просто плохое настроение — отложите занятия.
4. Учитывайте индивидуальные особенности Вашего ребёнка.
Выбирайте только те методы, которые подходят именно ему. Не гонитесь за всеми модными методиками — будьте мудрыми.
5. Правило «Отсрочки».
Откладывайте развитие навыка, который не получается, на какое-то время. Например, попробовали ловить мяч — не получается, и вообще, ребёнок не понимает чего Вы от него хотите — подождите некоторое время — попробуйте ещё — опять не получается — ещё подождите и т.д., пока не наступит момент готовности. Вот тогда — вперёд!
6. Будьте «гибкими».
Если ребёнок хочет поменять что-либо в правилах игры или по своему разложить картинки — согласитесь с ним, а ещё лучше подбросьте ему ещё один интересный вариант выполнения здания.
Этим Вы поддержите развитие его творческих способностей и разовьёте фантазию.
7. Золотое правило — не навреди!
Или не переусердствуй. Не надо фанатизма — просто наслаждайтесь общением с Вашим малышом.
8. Хвалите своего ребёнка.
Говорите ему, что он молодец, что у него всё отлично получается. Если не выходит, говорите, что у него обязательно получится, просто ему надо ещё немного подрасти, и он молодец, что попробовал (найдите нюанс, который получился и похвалите именно его).
Не ругайте, если что-нибудь не получается — этим Вы отобьёте у ребёнка всякое желание получать новые знания и навыки.
9. Дайте ребёнку насладится новыми способностями в полной мере.
Очень часто бывает, что ребёнок научившись, например раскрашивать на протяжении нескольких дней кроме этого занятия больше ничем не хочет заниматься.
Пойдите ему навстречу, уважьте его желание — пусть раскрашивает сколько хочет, просто ему нужно во-первых, закрепить полученный навык, а во-вторых, ваш малыш просто наслаждается своими новыми возможностями.
10. Получайте удовольствие от процесса сами — тогда знания вашим малышом будут усваиваться с наибольшей скоростью и лёгкостью.
11. Не сравнивайте своего ребёнка с другими.
У каждого малыша свой индивидуальный ритм и скорость развития. Не наседайте на него только потому, что соседский Петя знает уже 5 цветов, а ваша Маша — никак 2-х запомнить не может. Возможно, она просто ещё не готова.
12. Старайтесь гармонично развивать все 5 чувств малыша, не засиживайтесь на чём-то одном. Давайте ему знания из разных областей.
13. От простого к сложному!
Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам, помогите ему, если нужно.
Объясняйте ему просто и доходчиво всё, что вы делаете в первый раз, а при необходимости и в последующие.
14. Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий. Ведь Вы не государственные планы пятилетки выполняете.
15. Учитывайте, что почти у каждого ребёнка после определённого периода интенсивного развития наступает период «затишья».
Т.е . вроде бы все знания своего уровня он уже усвоил, а на следующую ступень перейти невозможно, т.к. у ребёнка ещё не получается выполнять эти задания. Это и есть период «затишья». В это время полученные знания закрепляются — обеспечьте своему ребёнку эту возможность.
Данные правила в равной мере относятся как к умственному так и к физическому развитию Ваших детей (конечно, при условии отсутствия у ребёнка каких-либо серьёзных отклонений от нормы, при которых следует учитывать эти особенности и советы врачей)
Раннее развитие детей, я по-другому называю естественным ранним развитием. Также считают такие известные авторы ранних развивающих методик как Г. Доман, Ш. Сузуки, С. Лупан, Н. Зайцев, Б. и Л. Никитины и Е. Тропп.
Все они настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное!
От всей души желаю Вам учитывая психологию раннего развития, своевременно успевать снабжать своего любимого ребёнка новой познавательной и интересной для него информацией.
Соглашусь с вами, надо чувствовать своего ребенка, а не гнаться за результатами. И тогда результаты прийдут сами..
Ирина, спасибо. Вы меня правильно поняли. И это действительно работает. Если чувствуешь ребёнка и занимаешься с ним – результат обязательно будет! Знаю, Вы и сами очень хорошо чувствуете свою дочку. Частенько захожу на Ваш блог. Ваш подход к воспитанию мне очень близок.
А вы не могли бы рассказать, какими именно методами вы достигли таких потрясающих результатов в развитии своих детей: какие конкретно уроки вы проводили?
Юлия, я пишу об этом в рубрике «Раннее развитие». Читайте, применяйте, спрашивайте. Вот недавно написала, как выучить с ребёнком буквы. Скоро опубликую.
Ох, как все это интересно и близко мне по духу! Бегу все читать! Подписалась!
Спасибо, Лиза!
Здравствуйте, Ангелина! Понравилась статья :). Написана любящей мамой, это чувствуется и очень импонирует. Можно ли опубликовать ее в нашем блоге? Со ссылкой на автора, конечно. Это блог детского развивающего центра в Минске.
Конечно публикуйте, Tess. Мне очень приятно, что Вам понравилась моя статья.
Забежала на Ваш блог детского развивающего центра – замечательный блог, близок мне по духу. Очень понравился Ваш подход к развитию и обучению детей. Побольше бы таких центров! Успехов в его развитии!