Итак, рассмотрим правила постановки целей на основе технологии SMART.
S (specific) — конкретность — каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат.
Открыть холодильник и съесть всю колбасу.
М (measurable) — измеримость — цель должна быть измеримой, т.е. должна иметь количественные и качественные показатели (кг, литры, штуки, метры, рубли, доллары, во сколько раз и т.д).
Уменьшить объём талии в 2 раза. Смотать 5 км ниток. Зарабатывать 5000$ в месяц.
A (assignable) — достижимость, возможность реализации.
Достижение цели должно зависеть только от Вас. Если Вы ставите цель, но не влияете на ее достижение ( процесс контролируют другие люди), то в реальности достигнуть цели будет сложно.
Цель должна попадать под определение «трудно, но выполнимо», должна бросать Вам вызов. Такие цели дают возможность роста, мобилизуют Ваши возможности. В следующий раз Вы поставите перед собой более амбициозную цель и так далее по нарастающей. Достижение целей «на вырост» даёт более быстрое продвижение вперёд и укрепляет уверенность в себе.
R (realistic) — реалистичность — цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой.
Достать звезду с неба — не пойдёт.
Т (time related) — определение во времени — цель должна быть четко определена во времени, иметь конкретные сроки достижения, иначе достижение цели будет откладываться или растягиваться по времени до бесконечности.
Купить корову к 1 мая 2011г.
Давайте подробнее разберём на конкретном примере. Ставим цель — купить дом. Рассмотрим нашу цель в соответствии с каждым критерием.
S — конкретность
- какой дом: кирпичный, деревянный или игрушечный
- один этаж, 10 этажей или это будет особняк
- сколько земли вокруг
- в городской черте, за городом или на Багамах
- в каком районе
- новый или нет
- общая площадь дома, сколько жилая часть
- сколько комнат
- с гаражом или без
- и т.д.
Чем более точно Вы будете представлять объект цели, тем точнее сможете определить последующие пункты. Соответственно, на пути к цели различных непредвиденных и неучтённых моментов будет появляться гораздо меньше.
Согласитесь, что 2-х этажный кирпичный особняк и небольшой дачный домик стоят далеко не одинаково и сроки необходимые для получения нужной суммы денег для покупки — тоже разные.
М — измеримость
- цена дома, т.е. за какую цену Вы готовы купить конкретный дом
A — достижимость, возможность реализации
- отсутствие факторов, делающих невозможность покупки дома
Например, нет в том месте где Вы хотите дома Вашей мечты, и его появление в обозримом будущем не планируется — цель становится недостижимой.
R — реалистичность
- все критерии должны быть реальными
Вы решили купить дом через месяц, а денег у Вас всего 10 тысяч рублей и наследства от богатой тётушки из Бразилии в ближайшее время не предвидится. Цель становится невыполнимой (если, конечно, это не кукольный домик и Вы не собираетесь ограбить банк), т.к. поставленные сроки достижения цели нереальны.
Т — определение во времени.
- конкретный срок покупки дома: через месяц, год, 5 лет.
В конечном итоге наша правильно поставленная цель должна выглядеть примерно так: в сентябре 2012 года купить кирпичный 2-х этажный жилой дом не требующий ремонта, не старше 3х лет с момента постройки, с гаражом, сауной и 30 сотками земли, площадью 300 кв.м. в загородном жилом комплексе «Лукоморье» стоимостью не более 40 млн. рублей.
Если при конкретных рассматриваемых условиях цель получается недостижимой или достижима, но за слишком большой срок, тогда корректируется или цель (например купить дом поменьше или в другом районе), или подбираются новые эффективные способы достижения цели. Но об этом — в следующий раз.
Каждая цель имеет промежуточные цели, которые ведут к достижению главной. Промежуточные цели можно разбить на более мелкие цели, которые называются задачи и т.д. При желании, действуя таким образом, можно получить пошаговый ежедневный план действий.
Все промежуточные цели и задачи также формулируются в соответствием с критериями SMART.
В результате получается подробный план достижения главной цели согласованный во времени.
Домашнее задание.
Проверить точность постановки записанных на прошлом уроке целей в соответствии с критериями SMART.
Очень интересно! Ну а что же делать дальше? Описанная вами ситуация про дом для меня очень актуально. Я продумала все, как вы советуете. И что теперь? Как добиваться поставленной цели, чтобы она не осталась всего лишь мечтой?
Юлишна, пишу, скоро опубликую. Спасибо за проявленный интерес.
Так здорово, Ангелина, у Вас получается по полочкам раскладывать Так образно!
Я тоже очень хочу продолжения темы
Уже почти готово. Дети от писательских дел отвлекают постоянно Приятно получить похвалу именно от Вас – мастера написания текстов. Спасибо.
Ангелина, ваша статья очень полезна, я давно не встречала такой структурированной подачи материала. На самом деле я так и планировала покупку дома. Это делала интуитивно. А важно людям показывать механизм постановки и достижения цели!
Светлана, спасибо! Действительно, если есть чёткое понимание конечной цели и способов её достижения процесс движется гораздо быстрей, и что немаловажно – в нужном направлении.