Всё идёт из семьи и это правда. Школа, общество, друзья конечно накладывают свой отпечаток, но основу, модель поведения, манеру общения ребёнок берёт из семьи. Что в детстве ребёнок видит и слышит в семье — то для него и является нормой, эталоном. Ведь правилами поведения в обществе он ещё не обременён. Для него эталон — это мама, папа и другие члены семьи, им он и подражает.
В младшем возрасте очень часто можно заметить как, например, дочка начинает обращаться к кому- либо из членов семьи с теми же словами и стой же интонацией, что и мама, а сын копирует манеру поведения отца.
Чем старше ребёнок становится тем больше у него появляется идентичных родителям черт характера и поведения.
Другими словами (перефразирую известную фразу) — скажи, кто твои родители и я скажу кто ты.
А теперь давайте посмотрим на определение понятия «воспитания», которое нам даёт Яндекс — Словари.
Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования полноценной личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
В связи с этим хочу поведать одну старинную притчу.
Притча довольно известная и вариантов изложения масса. Нам же важна суть, поэтому пересказываю её в изложении наиболее близком к нашей теме.
Две семьи с детьми попали на необитаемый остров. Из еды на острове были только различные тропические фрукты, которые висели высоко на деревьях и рыба, плавающая в океане.
В первой семье добычей пропитания занялись родители, они ловили рыбу и залезали на деревья срывая фрукты в то время, как их дети играли, купались и загорали на солнышке.
Во второй же семье родители сделали удочки своим детям и отправили детей рыбачить и добывать себе фрукты самостоятельно.
(Не поленитесь рассказать эту притчу своим, конечно не совсем маленьким детям, и в этом месте спросите их как они думают какие из родителей хорошие и больше любят своих детей — получите интересный ответ).
Но вот на острове случился сильный ураган, в котором, погибли все взрослые. Дети остались одни. Как Вы думаете у кого из них больше шансов выжить?
Основная цель воспитания — дать ребёнку путёвку в жизнь, «научить его летать».
Поэтому не надо создавать тепличных условий и предоставлять готовых решений, почаще давайте дочке или сыну «удочку, а не рыбу» и не бойтесь при этом быть «злым» родителем. Задача родителей воспитать полноценную самостоятельную личность, а без «удочки в руках» это невозможно. Ничего, вырастет — оценит.
А теперь давайте посмотрим на воспитательные моменты, которым необходимо уделить особое внимание.
1. До 3-х лет нельзя игнорировать ребёнка!
Этим Вы наносите непоправимый урон его психике. Реагируйте на его призывы, слёзы, вопросы и любые обращения к Вам. Если ребёнок плачет обязательно пожалейте, успокойте, возьмите на руки, обнимайте столько, сколько ему нужно. В этом возрасте мама и ребёнок — ещё одно целое. Желательно в этот период как можно реже, а лучше вообще не оставлять ребёнка с кем-то другим, кроме матери, а тем более не отдавать его в детский сад.
2. Не ограничивать его познавательную деятельность.
Употребляйте слово «нельзя» только в самых крайних случаях — горячая плита, утюг, розетки. И обязательно объясняйте почему. Постоянный запрет на всё сильно ограничивает познавательную деятельность ребёнка, что приводит к более медленному развитию, да вдобавок высок риск развития невроза.
Просто проинспектируйте свою квартиру с точки зрения малыша и уберите подальше всё, что может быть опасным (острые предметы и химические вещества в первую очередь). В электрические розетки — специальные заглушки. Чайник, кастрюли и тарелки с горячей едой подальше от края стола и плиты. И постоянный непрерывный присмотр. Не оставляйте ребёнка одного! Возьмите на вооружение правило опытных мам — если ребёнок притих — значит делает, что-то запретное. Переключайте внимание ребёнка с опасных занятий на более интересные дела.
3. 2,5 — 3- года — это время, когда формируется преобладающий по умолчанию прогноз – положительный — на успех или отрицательный – на неудачу.
В этом возрастном периоде, когда ребенок начинает сталкиваться с первыми трудностями, очень важно акцентировать внимание ребёнка на преодолении этих трудностей и вместе с ним радоваться его успехам. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на его неудачах. Со сформированной в этом возрасте установкой на успех или на неудачу ему придется прожить жизнь!
4. Начиная с возраста 2,5 -3 лет ребёнок начинает хитрить и может уже пытаться манипулировать родителями в своих целях.
С этого возраста надо заканчивать с потаканием и переходить на разъяснительно-договорную систему отношений.
5. В 5-7-летнем возрасте (у некоторых детей раньше) у ребёнка появляются детские страхи.
В этом возрасте формируется образное мышление и как результат — появляются различные «монстры» в углу, «динозавры» на потолке или «гигантская крыса» за шкафом.
Не нужно отмахиваться от детских страхов, помогите ребёнку преодолеть его. Купите ему ночник, оставляйте открытой дверь в коридор в котором горит свет, пусть спит с любимой игрушкой. При этом необходимо объяснять и показывать ребёнку, что «динозавр», спрятавшийся в углу — это всего лишь тень от вазы с цветами. Переместите вазу, чтобы ребёнок в этом убедился, уберите её вообще, если нужно.
Никогда, начиная с самого раннего возраста, не пугайте ребёнка различными монстрами, волками, бабайками и т.д. Этим Вы травмируете его психику и очень сильно увеличите вероятность наличия детских страхов в 5-7-летнем возрасте.
6. С 6-7 лет нужно начинать формировать у ребёнка собственную систему ценностей.
Ребёнка нужно учить не поддаваться на чужое влияние, не бояться иметь своё мнение, менять образ мышления с «как другие относятся к ситуации» на «как я сам отношусь к происходящему». Система ценностей должна быть полностью сформирована к 16-18 годам. Иначе ребёнок всю жизнь будет жить с оглядкой на чужое мнение, попадать под влияние других людей, различных организаций и т.д.
7. Начиная с подросткового возраста уменьшите опеку.
Дайте возможность ребёнку учиться на собственных ошибках. Я не говорю, что всё нужно пустить на самотёк, контроль и ещё раз контроль — основной девиз родителей в этом возрасте, но нужно делать это так, чтобы не сильно ограничивать свободу и развитие личности подростка. В этом возрасте ребёнок должен «набить себе свои шишки», чтобы получить необходимый жизненный опыт.
Следующие два пункта относятся ко всем возрастам.
8. Воспитание самостоятельности.
То, что ребенок в соответствии со своим возрастом может делать сам — пусть делает сам. Особенно это важно с наступлением соответствующего возраста «Я сам!» и во всех случаях, когда ребёнок просит «дай я попробую», «можно я помогу» и т.п.
Пусть он будет делать это долго, пусть не получается — предоставьте ему возможность попробовать сделать самому, спросите не нужна ли помощь, подскажите как правильно, покажите наконец как надо, но пусть делает сам.
Этим простым способом Вы воспитаете в нём самостоятельность, а заодно научите преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
9. Обязательно практикуйте индивидуальный подход к ребёнку, «чувствуйте» его и проявляйте гибкость.
Об этом я уже писала в своей статье по раннему развитию, но многие правила, описанные там актуальны также и для воспитательного процесса.
Процесс воспитания детей – процесс творческий, а для мыслящих родителей ещё и обоюдно-поучительный. Ведь как известно «не столько педагоги «учат» студентов, сколько студенты — педагогов!»
Учите ребёнка ориентироваться в жизни, разбираться в людях и ситуациях, преодолевать трудности, ставить себе жизненные ориентиры и двигаться к ним, иметь свою точку зрения, а не идти на поводу у других, уметь общаться, уважать себя и людей — ведь именно эти качества личности являются залогом успеха в жизни, а не только хорошие отметки в школе.
Я считаю самым важным в воспитании детей, научить их быть самостоятельными. Он должен сам выбрать свой путь в жизни, построить свои моральные ценности. Наша задача, как родителей, просто помочь им на выбранном пути. Не наставлять, пусть он делает свои ошибки, просто помогать и верить в своего ребенка.
Рада, что нашла единомышленника в Вашем лице! Вы очень точно изложили здесь основную мысль моей статьи Спасибо!