Итак, малыш получил карандаши и более-менее научился ими пользоваться: уверенно держит карандаш в кулачке и выводит «каляки-маляки» на бумаге. Отлично! Самое время начать знакомство с названиями цветов. И как всегда самый лучший способ сделать это ненавязчиво.
Для начала начните к названию предметов добавлять их цвет. Собираетесь гулять – называйте цвет одежды, которую натягивает на себя Ваш малыш, рисуете – называйте цвет красок и карандашей, моете овощи – тоже есть повод посмотреть какого они цвета.
А ещё можно проинспектировать мамин гардероб, игрушки или шкаф у старшего брата или сестрёнки на предмет выявления спрятанных там предметов и сложить в одну кучку все найденные красные вещи, а в другую — жёлтые. В общем, вариантов повеселиться масса, главное потом также весело получившийся бардак убрать.
Вышли на улицу – оглянулись вокруг и быстренько рассмотрели какого цвета песочница, лопатка у соседской Маши, какие сочные зелёные листья на деревьях и замечательное голубое небо над головой.
Дальше — больше… Можно сортировать по цветам пуговицы, делать рваные аппликации из бумаги одного цвета, слепить оранжевое и белое королевство из пластилина и помочь разложить маме по разным ящикам красные помидоры, жёлтые перцы и зелёные огурцы.
Вдобавок почитаем любимому чаду на ночь книжки про цвета.
Четыре основных цвета поможет запомнить «Петух и краски» Сутеева (читаете и акцентируете внимание на цвете, показывая на него в книжке). Отличная книжка «Цветные страницы» есть у Маршака. Для детишек постарше можно почитать «Цветик-семицветик».
Кстати, запомнить красный, жёлтый и зелёный цвет может помочь светофор, а заодно и с правилами дорожного движения познакомитесь.
Надеюсь, принцип понятен. Теперь постараюсь описать некоторые моменты более подробно:
- Когда мы рисовали я всегда называла цвет карандаша, которым рисовала Лиза или я. «Давай порисуем синим карандашом», «какая у нас получилась красная кошка», «нарисуем зелёную траву» и т.д.
- После перехода на раскраски, при выборе цвета говорила «давай разукрасим солнышко желтым», «нарисуем красный мячик» и давала Лизе карандаш нужного цвета.
- Следующим этапом предлагала поискать нужный карандаш: «Давай разукрасим киску оранжевым, где у нас оранжевый карандаш?» Сначала мы искали вместе, потом Лиза стала справляться сама.
- Третий этап: спрашивала у Лизы каким цветом будем разукрашивать и затем следовал поиск нужного карандаша. Бывало, что Лиза просто брала карандаш и отвечала: «Этим». Тогда я отвечала: «хорошо, давай разукрасим …» и называла цвет выбранного Лизой карандаша.
- После года, когда мы стали знакомиться с геометрическими фигурами, у нас появилась любимая игра «Собери фигуры одного цвета». Лиза с удовольствием собирала только жёлтые фигуры или только синие или только красные.
- Ещё одна интересная игра «Найти игрушки или предметы нужного цвета». Кстати, таким способом можно искать и фигуры, например все прямоугольные предметы в квартире или квадратные. А ещё можно назвать эту игру «Из чего сделан предмет» и искать стеклянные, металлические, деревянные, пластмассовые и т.д. предметы. В общем, игра эта универсальная и играть в неё можно в любом месте, например, сидя в очереди к врачу.
- И конечно, ненавязчиво акцентируем внимание ребёнка на цвете предметов в любых удобных и естественных для этого случаях, например при выборе одежды (какую – синюю или жёлтую – футболку сегодня оденем?) или при покупке фруктов (красные или зелёные яблоки купим, синий или зелёный виноград?) и т.д.
И парочку рекомендаций из личного опыта:
- Новые цвета добавляйте постепенно по 1-2 после того как ребёнок запомнит предыдущие. Т.е. Вы можете рисовать и 20 различными карандашами, но не стремитесь сразу называть все цвета. Акцентируйте внимание только на названии нескольких цветов и ориентируйтесь по ребёнку. Обычно после усвоения первых 5-6 цветов малыш в состоянии быстро запоминать остальные.
- Не добавляйте одновременно похожие оттенки, например сиреневый и фиолетовый или сиреневый и розовый, иначе ребёнок может начать их путать.
- Не проверяйте открыто знания ребёнка, в процессе Вы сами увидите какие цвета ребёнок знает, а какие нет.
- Проводите цветовые аналогии. Дело в том, что по-началу дети привязывают цвет к определённому предмету и не переносят его на другие. Поэтому, если малыш знает, что его любимая машинка зелёная, покажите ему невзначай на прогулке, что трава зелёная тоже, и машина у соседского мальчика зелёного цвета, и что купили Вы зелёных огурцов на салат и сочных зелёных яблок на десерт.
Проявляйте мамину фантазию и смекалку и тогда у Вас не возникнет вопроса как выучить цвета с ребёнком.
Здравствуйте, Ангелина! У меня сыну сейчас как раз 9 месяцев, карандаши я ему даю, да только он их на зубок все пробует, а рисовать не воспринимает даже может погрызет, а потом зарисует?
Ну и пусть сначала погрызёт немного, надо ж как-то этот мир познавать. А на зубок самое то! Главное, чтоб безопасно было. У каждого ребёнка своё время. Успеете ещё и полы от фломастеров поотмывать и обои спасать.
Мальчишки обычно начинают всё делать позднее девочек. Зарисует ещё, куда ж без этого
Хотя у меня Данил практически не рисовал, зато раскрасок тонну перевели – раскрашивать он просто обожал.
Ангелина, моей дочке сейчас 2 года 4 месяца. С годика ходим с ней на занятия в студию раннего развития малышей. С самого начала посещения студии изучали цвета. Знает она их вроде бы давно, т.е. попросишь какого-то цвета предмет, она его найдет. А начала говорить с цвете «желтый». Если спросишь про цвет, у нее всегда ответ»зетый». Причем я поняла, что ей очень нравится розовый, из всех обязательно выберет розовый, но говорит про него «зетый». Повторить может , если исправишь ее «синий»,»зеленый»,»черный»,»белый», а вот «красный» пока ну никак!Я думаю произнести пока слово само сложно.
Ну по поводу погрызть карандаши! Этим мы до сих пор увлекаемся (и не только карандаши, недавно у пазлов пооткусала выступы)
Такие они интересные, эти детишки! Про них можно бесконечно много писать и говорить. Это же наше счастье!
Ещё какое счастье!!! Маленькое и большое, сладкое и вредное, умное и смешное, самое любимое и замечательное…. Вот смотрю на своих детей и понимаю, что только ради этого стоит жить!
Ангелина, Ваши советы и рекомендации очень ценны, так как проверены на личном опыте. Спасибо огромное. Рассказала о статье в обзоре на http://kpanuba.blogspot.com, который выйдет в конце дня.
Мария, спасибо за упоминание! Мне очень приятно, что Вам статья понравилась
Замечательные советы! Спасибо!
Пожалуйста, Елена!
Ангелина, почитала на Вашем блоге о маленьких детях, так самой захотелось видеть снова моих маленькими . Теперь только вспоминаю, когда у меня дети были такие. С сыном когда гуляли по городу, он всегда громко кричал, увидев знакомые буквы: Мама, смотри буква «О», буква «П» , аж все люди оглядывались и улыбались. Ему тогда было всего 3 годика, если не меньше, и знал почти все буквы. А дочка так вовсе умничка, очень многое умела и знала для своего возраста. Так много смешных историй о них помню, и сейчас им иногда рассказываю. Я считаю, что все дети – умницы, только надо с ними заниматься правильно. Побольше бы мам читали такие поучительные блоги как у Вас. А я зашла к Вам на 5 минут, да застряла на 2 часа. Пишете очень уж интересно.
Татьяна, спасибо за замечательный комментарий! Да, дети быстро растут… Я сейчас каждой минуткой наслаждаюсь, общаясь с дочкой, ведь повторить эти моменты уже будет невозможно Она такая умничка! Дети гораздо умней и мудрей, чем мы о них думаем, хотелось бы, чтоб побольше мам это понимали…
А сколько сейчас лет Вашим детям?
Спасибо, очень интересная и полезная статья)))
А мы с сынишкой начали изучать цвета с пуговиц))) Начала шить массажную дорожку и тут понеслось. Он показывал на разные погувички, а я называла. Постепенно начал определять цвета. Впервые назвал цвет у машинок (есть у нас зелёная и оранжевая). Пришел и показывает «оа», а потом «зе». Не сразу поняла что к чему)))
А карандаши тоже сначала на зубок пробовал, а потом перестал. Черный карандаш, равно как и краску довольно долго не давала, а как дала, так и пошли у нас чёрные рисунки. Сейчас вроде нарисовались чёрным цветом и вход пошли цветные.
Любовь, такой отличный способ изучения цветов Вы использовали И главное, что в Вашей ситуации он был абсолютно естественным. Молодцы! Спасибо, что поделились опытом!
Ангелина, отличные рекомендации! Мы примерно так и делали, но сынишка никак не запоминал цвета. Зато у него страсть – это машины. Так вот однажды он разглядел, что машина у папы СИНЯЯ! Никогда не забуду тот день, он ходил и когда видел синюю вещь, эмоции просто зашкаливали – синее полотенце, синий карандаш… Потом мы купили ему набор маленьких разноцветных машин. И что вы думаете, выучили за два дня все основные цвета. Может кому-то пригодится наш опыт
Наталья, огромное спасибо, что поделились своим опытом! Конечно он пригодится! Это прекрасный пример индивидуального и креативного подхода к развитию своего ребёнка. Представляю, что Вы и Ваш сын испытывали в этот день, это действительно
Эх, до чего же нравятся мне такие мамы, как Вы!